Музыкальная терапия на основе антропософии
Нисневич Е.И.
Музыкант, клинический психолог, музыкальный терапевт.
Президент АБНО «Искусство и здоровье»,
руководитель Школы музыкальной терапии «Гармония»,
преподаватель факультета Дефектологии МПГУ
Фотоотчет — музыкальная терапия на основе антропософии>>
На сегодняшний день музыкальная терапия как самостоятельное направление получило широкое признание и распространение во многих странах Европы, США, Южной Америке, Японии и др. Существуют разные направления, или Школы музыкальной терапии, в основе которых лежат определенные научные концепции и подходы. Одним из направлений, в рамках которого на протяжении восьмидесяти лет музыка применяется для восстановления и поддержания здоровья, гармоничного развития личности, является антропософски ориентированная музыкальная терапия.
Антропософия – духовно-научное учение, основателем которого был немецкий философ и ученый Р. Штайнер (1861 -1925 ). Он является автором трудов в области философии, теории науки. "Антропос" греч. - человек, "София" мудрость. Р. Штайнер заложил основы педагогической системы, которая получила широкое распространение в разных странах мира (вальдорфской педагогики), системы лечебной педагогики на основе антропософии, антропософской медицины, биодинамического сельского хозяйства. Он дал основополагающие импульсы для развития терапии искусствами – художественной, музыкальной, речевой. Создал новое искусство движения – эвритмию, и лечебную эвритмию. (можно в качестве сноски)
Основы антропософски ориентированной музыкальной терапии были заложены в начале прошлого века немецким философом и ученым Р. Штайнером. Музыка, как необходимый фактор здорового развития ребенка, была представлена вначале в педагогической системе Р.Штайнера, которая получила широкое распространение в разных странах мира. В дальнейшем это направление музыкальной терапии развивалась в процессе совместной исследовательской и практической деятельности музыкантов, врачей и лечебных педагогов. В результате этой многолетней работы сформировалась целостная система музыкальной терапии, имеющая собственные принципы, методы и методики, и целью которой является сохранение, коррекция и восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья человека.
Так, например, были разработаны специальные методики, которые применяются в случаях нарушения функционирования витальных процессов организма человека ( дыхания, теплообмена, питания, выделения, роста), заболеваний легочной системы ( астма, бронхит, пневмония), опорно-двигательного аппарата, нарушений детского развития (умственная отсталость, эмоциональные расстройства, задержка речевого развития, синдром гиперактивности и дефицита внимания и т.д.).
На сегодняшний день антропософски ориентированная музыкальная терапия является неотъемлемой составляющей в системе лечебной педагогики, социальной терапии и антропософской медицины. Музыкальные терапевты, наряду со специалистами -художественными терапевтами, успешно практикуют в клиниках, психиатрических больницах, медицинских центрах, хосписах, домах престарелых, в специальных детских учреждениях Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, Италии, США, Бразилии и др.
Области применения музыкальной терапии достаточно широки. Музыкальная терапия используется в случаях нарушения психо-физического развития детей, возрастных кризисов, заболеваний внутренних органов и систем организма, в неврологии, психиатрии, психосоматических заболеваниях, в онкологии, геронтологии. Противопоказаниями являются наличие повышенной температуры и периоды острого течения болезни.
Главное в музыкотерапевтическом процессе – пациент, взрослый или ребенок, и индивидуальный подход. При этом наличие музыкального образования либо музыкальных способностей у пациента не является необходимым фактором для проведения музыкальной терапии. На основе данных медицинского диагноза, психологического обследования, актуальной социальной ситуации, истории жизни пациента, индивидуального проявления течения заболевания, а также музыкально-терапевтического диагноза, выбирается форма, длительность проведения терапевтической сессии, средства музыкально-терапевтического воздействия. Необходимо отметить в этом процессе особую роль лечащего врача. Музыкальный терапевт на протяжении всего периода работы с пациентом постоянно взаимодействует с его лечащим врачом, который следит за динамикой состояния пациента.
На каких подходах основывается антропософски ориентированная музыкальная терапия?
Концептуальной основой этого направления является представление о человеке как о целостном существе с его многоуровневой телесной, душевной и духовной организацией, о взаимосвязи всех уровней этой организации с музыкой, как искусством, с ее разнообразными элементами и закономерностями, а также понимание болезни и здоровья, представленные Р.Штайнером в антропософской медицине.
«Как человек имеет собственное тело, организм, так и у музыки есть свой организм, или тело музыки, состоящий из Мелодии, Ритма и Гармонии», писал Штайнер. Эти три элемента коррелируют с интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферами человека. Мелодия связана с мыслительным это нить сознания, проходящая через музыку. Ритм стимулирует движение, благодаря этому возникает телесное тепло, происходит прилив энергии. Гармония выражает целую палитру эмоций, настроений и переживаний и соотносится с чувствами человека. Гармония в широком смысле также означает достижение равновесия.
Как в музыке мелодия, гармония и ритм составляют единство, так и сферы психической организации человека должны гармонично взаимодействовать между собой. Используя определенным образом эти музыкальные элементы, можно, например, помочь здоровому развитию ребенка, скорректировать уже имеющиеся или формирующиеся у него нарушения.
Отличительной особенностью этого направления музыкальной терапии является обращение к архетипическому музыки – первоначальным простым музыкальным элементам: тонам, интервалам, гармониям, ладам, разнообразным ритмам и т.д. Эти простые элементы, составляющие «тело» музыки, применяются в каждом конкретном случае целенаправленно, поскольку каждый из этих элементов обладает определенными качествами и свойствами, и определенным образом влияют на человека, на болезненные процессы. Музыкальные элементы различным образом возбуждают динамику физической, физиологической, психической и духовной деятельности человека. Упорядочивая и организуя внутренние процессы, они ведут пациента к эффективной саморегуляции, действующей вплоть до органического уровня.
Другой характерной чертой является обязательное использование в лечебном процессе музыкальных инструментов. Р. Штайнер рассматривал человека как звучащий оркестр, в котором каждая группа инструментов соотносится с его физической и психической организацией. В соответствие с предложенной им систематизацией, которая в дальнейшем была расширена врачом и лечебным педагогом К.Кенигом, интеллектуальной сфере более подходят деревянные духовые инструменты, эмоциональной сфере – струнные смычковые и струнные щипковые инструменты, системе обмена веществ и двигательной сфере более соответствуют ударные и медные духовые инструменты.
В арсенале музыкального терапевта имеются музыкальные инструменты разных исторических эпох и культур, поскольку каждый инструмент, отличается по способу игры, свойству звучания и по-разному воздействует на организм человека. Кроме традиционных музыкальных инструментов в музыкальной терапии используются и, так называемые, «новые» инструменты, изготовленные из разных природных материалов различных пород деревьев, металлов. Эти инструменты имеют своеобразную форму и строй. Например, деревянные пластинки, звучащие палочки и подвески; музыкальные трубы, пластины, спирали, треугольники, тональные палочки, цимбалки, выкованные из различных металлов; и др. Основным принципом такого рода инструментов является воздействие природной субстанции на человека через звучание.
Среди них применяются инструменты, созданные или модернизированные специально для терапии и используемые для конкретных заболеваний: лиры, детские арфы, кротта, псалтирь, тэхти-вирта (струнный смычковый инструмент), медная флейта, тоновые флейты и др.
Основным инструментом, использующимся на сеансах музыкальной терапии, является лира, или ее разновидности. Лира – струнный щипковый инструмент, разработанный немецким мастером Л. Гарднером и музыкантом Э.Прахтом в 20 –х годах прошлого столетия. Лиры дифференцируются по регистрам - сопрано, альт, тенор, бас, и используются для терапии широкого спектра заболеваний – психических, неврологических, функциональных систем организма, внутренних органов. В работе с детьми применяются детские лиры, арфы и кантеле. Терапевтическое прослушивание и игра самого пациента ребенка или взрослого, на инструменте гармонизует эмоциональную сферу, снимает угнетенное состояние, успокаивает, нейтрализует страхи, уменьшает боли, снимает судороги, снимает психическое и физическое перенапряжение. Также применяется при нарушении сознания и особых формах тугоухости. (фото)
Кротта (Chrotta) –струнный смычковый инструмент, образующий собственное семейство в диапазоне: дискант, тенор, альт, бас. В музыкальной терапии используется преобразованный инструмент, специально разработанный для терапевтических целей К. Вайдлером. Применяется при заболеваниях легких – бронхиальной астме, раке легких, сопровождающихся метастазами. Специальные упражнения помогают в случаях нарушения процесса дыхания (облегчает дыхание, гармонизует ритм вдоха- выдоха). Инструмент также применяется при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и взрослых. Специфичность звучания Кротты позволяет использовать инструмент и в случаях заболеваний системы обмена веществ.(фото)
В процессе музицирования на инструментах звуковые вибрации воспринимаются организмом человека, и в то же время, проникают в глубокие слои души, вызывая разнообразную палитру чувств и эмоций.
Ведущим в музыкально терапевтическом процессе является принцип активности. Этот принцип распространяется как на восприятие музыки пациентом во время сеанса, так и на его активное участие в разных видах музыкальной деятельности музицирование на инструментах, пение, музыкальное движение. Эта, своего рода, творческая деятельность, помогает пациенту найти путь к самому себе, расширить границы самопознания, развить и укрепить собственную активность, стать участником процесса лечения и выздоровления, укрепить те силы личности, которые помогают справиться с болезнью.
Таким образом, музыкально-терапевтический процесс, охватывая внешнее и внутреннее, физическое, физиологическое и психическое, ведёт пациента к гармоничному взаимодействию, здоровому единству.
Фотоотчет — музыкальная терапия на основе антропософии>>
Cтатьи участников конференции, тезисы докладчиков и ведущих мастер-классов>>