Звоните с 9:00 до 20:00. т.: +7 965 156-85-05

Портал психологических услуг

   Подписаться на рассылку



Cтатьи участников конференции, тезисы докладчиков и ведущих мастер-классов






Вход для клиентов

логин:
пароль:
регистрация

 

Музыкальная терапия на основе антропософии

Нисневич Е.И.
Музыкант, клинический психолог, музыкальный терапевт.
Президент АБНО «Искусство и здоровье»,
руководитель Школы музыкальной терапии «Гармония»,
преподаватель факультета Дефектологии МПГУ

Фотоотчет — музыкальная терапия на основе антропософии>>

На сегодняшний день музыкальная терапия как самостоятельное направление получило широкое признание и распространение во многих  странах Европы,  США, Южной Америке, Японии и др. Существуют разные направления, или Школы музыкальной терапии, в основе которых лежат определенные научные концепции и подходы. Одним из направлений, в рамках которого на протяжении восьмидесяти лет музыка применяется для восстановления и поддержания здоровья, гармоничного развития личности, является антропософски ориентированная музыкальная терапия.

Антропософия духовно-научное учение, основателем которого был немецкий философ и ученый Р. Штайнер (1861 -1925 ).  Он является автором трудов в области философии, теории науки. "Антропос" — греч. -  человек, "София" — мудрость. Р. Штайнер заложил основы педагогической системы, которая получила широкое распространение в разных странах мира (вальдорфской педагогики), системы лечебной педагогики на основе антропософии, антропософской медицины, биодинамического сельского хозяйства. Он дал основополагающие импульсы для развития терапии искусствами – художественной, музыкальной, речевой. Создал новое искусство движения – эвритмию, и лечебную эвритмию. (можно в качестве сноски)

Основы антропософски ориентированной музыкальной терапии были заложены в начале прошлого века  немецким философом и ученым Р. Штайнером.  Музыка, как необходимый фактор здорового развития ребенка, была представлена вначале в педагогической системе Р.Штайнера, которая получила широкое распространение в разных странах мира. В дальнейшем  это направление  музыкальной терапии развивалась в процессе совместной исследовательской и практической деятельности  музыкантов, врачей и лечебных педагогов. В результате этой  многолетней работы сформировалась целостная система музыкальной терапии, имеющая собственные принципы, методы и методики, и целью которой является  сохранение, коррекция и восстановление физического, психического, духовного  и социального здоровья человека.

Так, например, были разработаны специальные методики, которые применяются в случаях нарушения функционирования витальных процессов организма человека ( дыхания, теплообмена, питания, выделения, роста),  заболеваний  легочной системы ( астма, бронхит, пневмония), опорно-двигательного аппарата, нарушений детского развития (умственная отсталость, эмоциональные расстройства,  задержка речевого развития, синдром гиперактивности и дефицита внимания и т.д.).

На сегодняшний день антропософски ориентированная музыкальная терапия является неотъемлемой составляющей в системе лечебной педагогики, социальной терапии и антропософской медицины.  Музыкальные терапевты,  наряду со специалистами -художественными терапевтами,  успешно практикуют  в клиниках, психиатрических больницах, медицинских центрах, хосписах,  домах престарелых, в специальных детских учреждениях   Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, Италии, США, Бразилии и др.

 

Области применения музыкальной терапии достаточно широки. Музыкальная терапия используется в случаях нарушения психо-физического развития детей,  возрастных кризисов, заболеваний внутренних органов и систем организма,  в неврологии, психиатрии, психосоматических заболеваниях, в онкологии, геронтологии. Противопоказаниями являются наличие повышенной температуры и периоды острого течения болезни.

Главное в музыкотерапевтическом процессе – пациент, взрослый или ребенок,  и индивидуальный подход.  При этом  наличие музыкального образования либо музыкальных способностей у пациента не является необходимым фактором для проведения музыкальной терапии. На основе данных медицинского диагноза, психологического обследования, актуальной социальной ситуации, истории жизни пациента, индивидуального проявления течения заболевания, а также музыкально-терапевтического диагноза, выбирается форма, длительность проведения терапевтической сессии, средства музыкально-терапевтического воздействия. Необходимо отметить в этом процессе особую роль лечащего врача.  Музыкальный терапевт на протяжении всего периода работы с пациентом  постоянно взаимодействует с его лечащим врачом, который следит за динамикой состояния  пациента.

На каких подходах основывается антропософски ориентированная музыкальная терапия?

Концептуальной основой этого направления является представление о человеке как о целостном существе  с его многоуровневой телесной, душевной и духовной  организацией,  о взаимосвязи всех уровней этой организации с музыкой, как искусством, с ее разнообразными элементами и закономерностями, а также  понимание болезни и здоровья, представленные Р.Штайнером в антропософской медицине.

«Как человек имеет собственное тело, организм, так и у музыки есть свой организм, или тело музыки, состоящий из Мелодии, Ритма и Гармонии», — писал Штайнер.  Эти три элемента коррелируют с интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферами человека. Мелодия связана с мыслительным — это нить сознания, проходящая через музыку. Ритм стимулирует движение, благодаря этому возникает телесное тепло, происходит прилив энергии. Гармония  выражает целую палитру эмоций, настроений  и переживаний и соотносится с чувствами человека.  Гармония в широком смысле также означает достижение равновесия.

Как в музыке мелодия, гармония и ритм составляют  единство, так и сферы психической  организации человека должны гармонично взаимодействовать между собой. Используя определенным образом эти музыкальные элементы,  можно, например, помочь здоровому развитию ребенка, скорректировать уже имеющиеся или формирующиеся у него нарушения.

Отличительной особенностью этого направления музыкальной терапии является обращение к архетипическому музыки – первоначальным простым музыкальным элементам: тонам, интервалам, гармониям, ладам, разнообразным ритмам и т.д. Эти простые элементы, составляющие «тело» музыки, применяются в каждом конкретном случае целенаправленно, поскольку каждый из этих элементов обладает определенными качествами и свойствами, и определенным образом влияют на человека, на болезненные процессы. Музыкальные элементы различным образом возбуждают динамику физической, физиологической, психической и духовной деятельности человека. Упорядочивая и организуя внутренние процессы, они ведут пациента к эффективной саморегуляции, действующей вплоть до органического уровня.

Другой характерной чертой является обязательное использование в лечебном процессе музыкальных инструментов.  Р. Штайнер рассматривал человека как звучащий оркестр, в котором каждая группа инструментов соотносится с его физической и психической организацией. В соответствие с предложенной им систематизацией, которая в дальнейшем была расширена врачом и лечебным педагогом  К.Кенигом, интеллектуальной сфере более подходят деревянные духовые инструменты, эмоциональной сфере – струнные смычковые и струнные щипковые инструменты, системе обмена веществ и двигательной сфере более соответствуют ударные и медные духовые инструменты.

В арсенале музыкального терапевта  имеются музыкальные инструменты разных исторических эпох и культур, поскольку каждый инструмент, отличается по способу игры, свойству звучания и по-разному воздействует на организм человека.  Кроме традиционных музыкальных инструментов в музыкальной терапии используются и, так называемые, «новые» инструменты, изготовленные из разных природных материалов — различных пород  деревьев, металлов. Эти инструменты имеют своеобразную форму  и строй. Например, деревянные пластинки, звучащие палочки и подвески; музыкальные трубы, пластины, спирали, треугольники, тональные палочки, цимбалки,  выкованные из  различных металлов; и др. Основным принципом такого рода инструментов является воздействие природной субстанции на человека через звучание.

Среди них применяются  инструменты, созданные или модернизированные специально для терапии и используемые для конкретных заболеваний: лиры, детские арфы, кротта,  псалтирь, тэхти-вирта (струнный смычковый инструмент),  медная флейта, тоновые флейты и др.

Основным инструментом, использующимся на сеансах музыкальной терапии, является лира, или ее разновидности. Лира – струнный щипковый инструмент, разработанный немецким мастером  Л. Гарднером и музыкантом Э.Прахтом  в 20 –х  годах прошлого столетия. Лиры  дифференцируются по регистрам -  сопрано, альт, тенор, бас, и используются для терапии широкого спектра заболеваний – психических, неврологических, функциональных систем организма,  внутренних органов. В работе с детьми применяются детские лиры, арфы и кантеле.  Терапевтическое прослушивание и игра самого пациента — ребенка или взрослого,  на инструменте гармонизует эмоциональную сферу, снимает угнетенное состояние, успокаивает, нейтрализует страхи, уменьшает боли, снимает судороги, снимает психическое и физическое перенапряжение. Также применяется при нарушении сознания и особых формах тугоухости. (фото)

Кротта (Chrotta) –струнный смычковый инструмент, образующий собственное семейство в диапазоне: дискант, тенор, альт, бас. В музыкальной терапии используется преобразованный инструмент, специально разработанный  для терапевтических целей К. Вайдлером. Применяется при заболеваниях легких – бронхиальной астме, раке легких, сопровождающихся метастазами. Специальные упражнения помогают в случаях нарушения процесса дыхания (облегчает дыхание, гармонизует ритм вдоха- выдоха).  Инструмент также применяется при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и взрослых. Специфичность звучания Кротты позволяет использовать инструмент и в случаях заболеваний системы обмена веществ.(фото)

В процессе музицирования на инструментах звуковые вибрации воспринимаются  организмом человека, и в то же время, проникают в глубокие слои души, вызывая  разнообразную палитру чувств и эмоций.

Ведущим в музыкально терапевтическом процессе является принцип активности. Этот принцип распространяется как на восприятие музыки пациентом во время сеанса, так и на его активное участие в разных видах музыкальной деятельности — музицирование на инструментах, пение, музыкальное движение. Эта, своего рода, творческая деятельность, помогает пациенту найти путь к самому себе, расширить границы самопознания, развить и укрепить собственную активность, стать участником процесса лечения и выздоровления, укрепить те силы личности, которые помогают справиться с болезнью.  

Таким образом, музыкально-терапевтический процесс, охватывая внешнее и внутреннее, физическое, физиологическое и психическое,  ведёт пациента к гармоничному взаимодействию, здоровому единству.

Фотоотчет — музыкальная терапия на основе антропософии>>

Cтатьи участников конференции, тезисы докладчиков и ведущих мастер-классов>>

   Подписаться на рассылку

© 2009-2017 ООО «Портал психологических услуг» +7 965 156 85 05
olga_lanberg@mail.ru