Звоните с 9:00 до 20:00. т.: +7 965 156-85-05

Портал психологических услуг

   Подписаться на рассылку



Cтатьи участников конференции, тезисы докладчиков и ведущих мастер-классов






Вход для клиентов

логин:
пароль:
регистрация
Пленарный доклад
 

Арт-терапия в пространстве высшего образования: опыт теоретико-экспериментального исследования 

 
Лебедева Людмила Дмитриевна,
доктор педагогических наук, профессор,
заместитель директора Института ресурсов человека и управления социальным здоровьем населения России, Российский государственный социальный университет, г. Москва
 
 
  
Самая большая ценность в мире  - Человек и жизнь:    чужая, своя, …жизнь на всём её протяжении, — говорил Д.С. Лихачев
Сказанное актуализирует социально значимую, но мало изученную проблему «здоровьесберегающих инноваций» в образовании как качественно новой доминанты в профессиональной подготовке специалистов социономических профессий.
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек», — образно заметил А. Вознесенский.    
Документы в сфере государственной политики образования ориентируют вузы на подготовку кадров на уровне мировых квалификационных требований, включая освоение инновационных дисциплин, направленных на расширение профессиональных возможностей и сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
А это принципиально необходимо для полноценного проживания учебного периода жизни.
То есть приоритеты сдвигаются в направлении здоровьесберегающего образования. Это, в свою очередь, актуализирует задачи социальной реабилитации, психологического сопровождения и педагогической помощи студентам, а, следовательно, внедрение инновационных научных концепций и соответствующих им технологий.
К их числу логично отнести арт-терапию как локальную инновацию в высшем образовании.
Сложилось мнение, что обращение к мощному потенциалу искусства будет способствовать более гуманным отношениям в социуме. Именно поэтому внимание специалистов привлекает самобытность арт-терапии, возможности самораскрытия человека в художественном творчестве.
Основанная на феномене «исцеляющих возможностей искусства» арт-терапия наиболее востребована в современном сообществе специалистов социономических и творческих профессий.
Нарастающий интерес к данной области знаний в Российском образовании актуализирует проблему интеграции арт-терапии в программы основной и специализированной подготовки бакалавров и магистров.
Оснований этому несколько:
1. Социально-педагогическая модель арт-терапии имеет широкие возможности для применения в социальной сфере: используется в центрах психического здоровья, занятости, в приютах, детских домах, центрах детского творчества, эффективна во всех возрастных группах.
Важно также сказать о роли арт-терапии в психопрофилактике асоциального поведения, игровой, алкогольной и наркозависимости, в социальной реабилитации молодежи. По сути это «социально-психологическое врачевание», направленное на изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности.
По существу, разработка системы психопрофилактических и реабилитационных мероприятий является не только морально-этической, но и государственной задачей.
2. Сам процесс обучения студентов основам арт-терапии создает уникальный прецедент единого арт-терапевтического и образовательного пространства, что позитивно сказывается на профессиональном становлении и личностном росте студентов. Студенты не только получают необходимые знания, осваивают инновационную теорию и технологию работы, но также учатся рефлексии, самопознанию и, по существу, одновременно с обучением проходят личную терапию. Это принципиально необходимо для работы с людьми. Ведь работа специалиста «помогающих профессий» непременно требует понимания самого себя, осознания позитивных сторон своей личности и негативного опыта.
«Если я дол­жен способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то я должен расти сам; и хотя это часто болезненно, но очень обогащает», — справедливо утверждал К. Роджерс.
Пережив на опыте трудности изменения своей личности, писала Т.А.Флоренская, становишься терпимее и мудрее в отношениях с людьми.
Таким образом, познание самого себя становится важнейшей инновационной составляющей высшего социально-психологического образования. Познавший себя человек – гуманен (Маслоу) и способен жить по-человечески в изменяющемся мире; находить конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, принимать ответственные решения.
Активный принцип человеческой жизни придает ей значимость, — считал А.Адлер. Людьми движет творческая сила, позволяющая им распоряжаться собственной жизнью, становиться архитектором своей жизни.
По существу, это духовные экзистенции, имеющие для индивида и человечества глубинный жизненный смысл (К.Ясперс); универсальные экзистенциальные факторы, такие как: свобода и ответственность, вина; борьба; время; смысл и бессмысленность; единство бытия – дающего – и  человека – принимающего (В.Франкл, М.Хайдеггер).
Известный философ и психолог М.К.Мамардашвили говорил о произведениях искусства как об «органах рождения» новых духовных состояний: «… В нас должно родиться искусство видения, ибо только так рождаются красота, честь, любовь, храбрость, мужество».
 
Таким образом, психологические механизмы арт-терапии конгруэнтны фундаментальным потребностям личности в самовыражении, самоопределении, самореализации.
 
Говоря языком метафоры, арт-терапия в программе профессиональной подготовки придает педагогической реальности «человеческое измерение».
Причем, как показало наше многолетние исследование, результаты и эффекты арт-терапевтического процесса имеют тенденцию к иррадиации на всю систему взаимоотношений в вузе.
Студенческая группа во время арт-терапевтических занятий является не только обычной учебной, но по содержанию деятельности, типу взаимодействия, особенностям групповых процессов приближается к модели терапевтической группы, что способствует ускорению про­цесса социального научения и своевременной коррекции непродуктивных ролей студентов как будущих специалистов.
Подчеркну также зафиксированный в исследовании феномен компенсаторной роли арт-терапевтических групп, что позитивно отражается на повышении успеваемости, посещаемости, сплоченности в экспериментальных группах и в целом на качестве подготовки студентов по основной специальности.
3. Актуальность и перспективность включения арт-терапии в высшее образование специалистов социономических профессий логично  аргументировать с позиций экономической целесообразности: это — один из способов расширения профессиональных компетенций специалиста и  повышения его конкурентоспособности в современной социально-экономической ситуации.
4. Методология арт-терапии отражает интеграцию педагогики, психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук (философии, антропологии, культурологии, этики, эстетики и ряда других) – тем самым значительно повышает образованность и общую культуру выпускника.
Арт-терапия по научной концепции усвоения опыта соответствует ассоциативно-рефлекторным и развивающим технологиям, по ориентации на личностные структуры – это технология саморазвития, которая согласуется с эмоционально-художественными и эмоционально-нравственными технологиями.
Сказанное позволяет квалифицировать феномен арт-терапии в образовании как технологию личностного роста студента. Именно в процессе арт-терапевтической работы создаются базовые условия для развития необходимых профессиональных и личностных качеств так называемой «триады Карла Роджерса»:
·        конгруэнтность как искренность, естественность, открытость, доверие к себе, своему опыту и возможностям;
·        при­нятие (безусловное и безоценочное) другого человека как личности, уважение к нему, его инди­видуальным особенностям, вера в его позитивный потенциал и успех;
·        понимание как адекватное видение другого, его состояния, динамики внутренней жизни; эмпатия, глубокое сопереживание, сочувствование.
С позиций гуманистической концепции, личностный рост «помогающего» специалиста может происходить через самопознание и самопринятие своих особенностей и чувств. «Самопринятие имеет первостепенное значение для сочувствия и сострадания другим», — пишет Н. Роджерс.
Сказанное находится в плоскости задач, поставленных ректором, академиком РАН В.И. Жуковым перед коллективом. Именно в РГСУ забота о социально-психологическом здоровье молодежи выделена в категорию миссии.
Качество жизни и укрепление социально-психологического здоровья молодежи относится к числу приоритетных и перспективных направлений современной политики Института ресурсов человека в РГСУ.
 
Итак, феномен арт-терапии в высшем учебном заведении правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, спецкурса, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.
Продвижение инноваций и новых технологий непосредственно связано с качеством образования.
Вместе с тем, широкое внедрение арт-терапии в практику работы специалистов разных профессий актуализировало проблему профессиональной идентичности: «Арт-терапевт – это кто?». В чем заключается его роль и функционал; каковы содержание и возможности применения арт-терапии в социально-педагогическом пространстве?
 
«Кто не знает, куда направляется,
очень удивится, что попал не туда».
Марк Твен
Дискуссионное поле:
1. Содержание понятия «Арт-терапия».
В определениях наблюдается тенденция к мультидисциплинарности, интеграции разнородных теоретических влияний. Однако это порождает появление многообразных, порой противоречивых, отрицающих друг друга определений в отечественных публикациях по данной проблеме.
Категория арт-терапии трактуется авторами в широком спектре понятий: от приема и технологии до самостоятельной области научного знания.
Иногда арт-терапия рассматривается в качестве частных, прикладных методик, дополняющих привычные формы работы тех или иных спе­циалистов. Например, изобразительная работа может использоваться психологом с целью дополнительного диагностического средства. Отдельные арт-терапевтические приемы и методы используются в семейном консультировании и т.п.
 
Арт-терапия – самостоятельный феномен, не сводимый к психотерапии или художественной практике, искусству.
 
При этом к настоящему времени признанно, что арт-терапия — явление междисциплинарное, основанное на достижениях разных направлений психотерапии, педагогики, психологии, культурологии, социологии и других наук.
Арт-терапия, к тому же, отражает особенности тех национальных образовательных традиций, которые соответствуют исторической и культурной специфике каждой страны.
 По названным причинам единая стандартизация понятия весьма затруднительна и далеко не бесспорна.
Отстаивая свои ограничения,
ты лишаешь себя всемогущества».
Ричард Бах "Иллюзии"
 
2. Модели арт-терапии.
Согласно концепции Н. Роджерс, гуманистическая терапия на основе экспрессивных искусств принципиально отличается от аналитической или медицинской модели арт-терапии, в которой искусство используется для того, чтобы продиагностировать, проанализировать и «пролечить» людей. «Использовать искусство экспрессивно — это значит войти в наш внутренний мир для того, чтобы обнаружить находящиеся в нем переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматизации», — подчеркивает Н. Роджерс.
(Медицинская) Психотерапевтическая модель и гуманитарная модель арт-терапии.
Соответственно – базовая подготовка и границы применения.
Специализация, аутентичная основной специальности. Ординатура и интернатура.
Профессиональная самоидентификация специалиста в той или иной модели арт-терапии определяет круг его ответственности.
 
3. Профессия арт-терапевт.
Как известно, в «Государственном реестре профессий РФ» профессия «арт-терапевт» не зарегистрирована как самостоятельная. Следовательно, нет такой должности государственных учреждениях и, соответственно, записи в трудовой книжке.
Безусловно, пока не определены на государственном уровне и не приняты стандарты специальности «арт-терапия» и квалификации «арт-терапевт», вопрос о профессиональной компетенции в области арт-терапии остается дискуссионным.
 Очевидно, что педагоги и психологи образования без специальной подготовки и официального документа государственного образца, удостоверяющего качество этой подготовки, не вправе позиционировать себя как арт-терапевты или специалисты по арт-терапии.
Пока же логично говорить лишь о квалифицированных специалистах других базовых специальностей, практикующих арт-терапию.
Сказанное относится и к постдипломному образованию: невозможно повысить квалификацию, не имея базовой квалификации по не легализованной до настоящего времени в Российском образовании специальности «арт-терапия».
Вот почему на современном этапе становления этой прогрессивной области знания целесообразно включение системы спецкурсов и спецпрактикумов в стандарты базовой подготовки студентов и открытие  программ специализированной подготовки. Например: повышение квалификации по специальности: «Педагогика и психология (программа специализированной подготовки «Арт-терапия»)».  
Еще одним перспективным подходом к разрешению означенной проблемы видится разработка инновационной модели образования бакалавров и магистров по направлению «Арт-терапия».
4. Арт-терапия в образовании.
Дискуссионными являются нетождественные категории: арт-терапия и арт-педагогика; арт-терапевт и художественный педагог; арт-терапевтическая сессия и  урок изобразительного искусства.
 
Размышляя о роли искусства и художественного творчества в педагогическом контексте, логично обсудить проблему дуальности феноменов «арт-терапия» и «арт-педагогика». Но, несмотря на противоположность подходов, их нельзя представлять как два независимо заданных ряда явлений, скорее дуальность — это путь развития. Полярность арт-педагогики и арт-терапии видится в принципиальном отличии целей, содержания, методов профессиональной деятельности. Преподаватель изобразительного искусства, несомненно, решает задачи обучения и художественного воспитания, контролируя и оценивая при этом знания, умения и навыки учеников в соответствии с общепринятыми стандартами.
Вместе с тем, рисование связывает между собой важнейшие психофизиологические функции организма (зрение, двигательную координацию, речь, мышление). И хотя обучить творческому акту искусства нельзя, это вовсе не значит, что нельзя содействовать его образованию и проявлению, — считал Л.С. Выготский.
 
Арт-терапевтическая работа в школе позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потреб­ностей педагогами.
 
В контексте выдвинутых предположений нами выполнено теоретико-экспериментальное исследование потенциала арт-терапии в образовании специалистов социономических профессий на базе высшего государственного образования.
Отслеживалась динамика изменений индивидуального профиля профессионально значимых качеств личности, ценностных ориентаций, профессиональной направленности личности студента.
Гуманистическая направленность исследования, специфика его предмета определили выбор гуманитарной методологии и соответствующих ей методов, включая герменевтические, феноменологические, собственно арт-терапевтические.
Терапевтическое рисование помогает актуализировать тот внутренний потенциал человека, который и составляет основу позитивных изменений личности. Поэтому исследование самооценки, представлений студентов о самих себе, реальном и идеальном Я, Я-концепции наряду с традиционными методами включало разнообразные творческие техники.
Во время индивидуальной творческой работы внимание человека невольно обращено к собственному внутреннему миру, чувствам, желаниям, что, по существу, является самонаблюдением (интроспекцией).
В результате эмпирического исследования установлено, что среднегрупповые тенденции изменения профессионально значимых качеств в экспериментальных и контрольных группах не согласованы между собой. Несовпадение выявлено по группе интраперсональных (интраиндивидных, по терминологии А.В. Петровского) качеств, непосредственно присущих субъекту педагогической деятельности, характеризующих его индивидуальность (культура, открытость, чувство юмора, эмоциональность).
В индивидуальном профиле студентов, подготовленных к арт-терапии, более выражены интерперсональные качества. Они проявляются в общении и взаимодействии с другими людьми через принятие, уважение своеобразия каждого человека, его права быть собой, признание безусловной ценности, аутентичность, ответственность за психическое здоровье, умение слушать, интерес к людям.
Метаперсональные качества в наибольшей степени связаны именно с профессиональной деятельностью, характеризуют, насколько специалист способен помогать здоровому, полноценному развитию и личностному становлению субъекта взаимодействия, оказывать ему поддержку, содействовать позитивным изменениям в сознании и поведении.
На завершающем этапе исследования метаперсональные качества были более развиты у студентов экспериментальных групп. Существенные различия выявлены по таким из них, как: способность к творчеству, наблюдательность, способность к эмпатии, готовность к педагогической поддержке, способность к работе с людьми разных культур.
Следовательно, можно предположить, что в процессе освоения технологии арт-терапевтической работы метаперсональные качества личности развиваются успешнее.
Обучение основам арт-терапии положительно повлияло на отношение студентов к социально-педагогической деятельности.
Применение метода ранговой корреляции позволило выявить статистически значимые корреляционные связи между интересом к арт-терапии и следующими характеристиками:
- сплоченность и зрелость группы (высокая значимая корреляция);
- профессиональный уровень готовности к арт-терапевтической работе (высокая значимая корреляция);
- заметный терапевтический эффект как результат работы с детьми (высокая значимая корреляция);
- эффективная арт-терапевтическая практика (значимая корреляция);
- интерес к самопознанию и самосовершенствованию (высокая значимая корреляция);
- преобладание в ценностных ориентациях студентов терминальных ценностей (тенденция к достоверной связи).
 
5. В числе дискуссионных, безусловно, важным является следующий аспект: профессиональная компетентность преподавателей, которые будут осуществлять подготовку в случае широкомасштабного введения арт-терапии в вузах страны.
 
Вывод
Назрела необходимость поставить вопрос о государственном регулировании, законодательной базе, экспертизе образовательных программ в области арт-терапии.
Необходимо создание системы профильной подготовки в государственных вузах, сообразно положениям Болонской декларации.
Феномен арт-терапии в высшем учебном заведении правомерно представить как целостную систему разноуровневых, но взаимосвязанных компонентов: концептуальные положения методологии и теории арт-терапии; терапевтический подход в профессиональном становлении будущих специалистов; терапевтическая среда; новая учебная дисциплина; инновационная технология.
Таким образом, постановка новой для отечественного высшего образования проблемы расширяет междисциплинарную коммуникацию специалистов. Гуманистическая направленность арт-терапии подчеркивает духовно-нравственную ценность, здоровьесберегающую направленность и социальную перспективность данного феномена в образовании.
Сказанное дает основание для общего вывода о социальной перспективности включения «Арт-терапии» в список профессионально-образовательных профилей и аннотированный перечень программ специализированной подготовки бакалавров и магистров.
Итак, проведенное нами научное исследование показало, что арт-терапия сообразна основным идеям гуманистической (феноменологической) концепции в высшем образовании, в центре которой ЧЕЛОВЕК как субъект жизни. В заключение, акцентируем позитивный потенциал консолидации сил в деле становления новой для Российского высшего образования профессии.
И хотя «…у каждого свой способ учиться… 
— Ему не подходит мой, а мне — его.
Но оба мы ищем свой Путь…»
Пауло Коэльо «Алхимик»
 
   Подписаться на рассылку

© 2009-2017 ООО «Портал психологических услуг» +7 965 156 85 05
olga_lanberg@mail.ru