Звоните с 9:00 до 20:00. т.: +7 965 156-85-05

Портал психологических услуг

   Подписаться на рассылку



Путь Осознавания. Новый ответ специалистов помогающих профессий на вызовы современных цивилизаций.

Авторы статьи: И. Б. Канифольский, О. А. Старостин







Вход для клиентов

логин:
пароль:
регистрация

Задумываясь над тем, что может сегодня предложить психотерапевтическая практика в ответ на вызовы современных мировых цивилизаций, мы стремимся найти то самое важное в практике психотерапии, что она извлекла из мирового наследия, опыта культур и практик целительства, научных исследований в области психологии, физиологии и других естественных наук, для тех современных направлений психологии, психотерапии и социальной помощи, которые будут развиваться в будущем. По нашему мнению этим самым важным является практика Осознавания, которую мы понимаем как прямое, непосредственное, свободное, непредвзятое, спонтанное восприятие реальности, как внешне, так и внутренне. Феномен Осознавания является центральным в Терапии Осознаванием- в психотерапевтическом подходе, который мы развиваем в нашем Хилинг-Центре. В настоящее время Терапия Осознаванием включает в себя несколько методов и направлений: М. И. О.(Мышечно-Интегрально-Ориентированная)-Терапия Осознаванием; Хилинг-практики, в том числе включающие в себя психохирургические вмешательства и другие подходы, имеющие тесные связи с отечественным и зарубежным целительством; Палмотерапия (психотерапевтическамя работа с ладонью), Фациотерапия (психотерапевтическая работа с лицом, внешностью, пластика одежды-"Вторая Кожа«).

В этом своём понимании мы опираемся на некоторые источники, которые связаны с нашим профессиональным образованием и развитием. Первый из этих источников, который хотелось бы упомянуть -это «бехтеревская», санкт- петербуржская психолого-психиатрическая школа, сложившаяся, в том числе, в стенах Военно-Медицинской Академии, выпускниками которой мы имеем честь быть. Наш профессиональный путь в психотерапию начался под руководством врача-психотерапевта, гипнолога, талантливого педагога Аскольда Евгеньевича Архангельского. Основными достижениями этой школы, развитой в рамках суггестивной психотерапии и рефлексологии является понимание важности осознавания подсознательных уровней организации психического в их индивидуальных способностях. С именем Академика В. М. Бехтерева связано начало системного, целостного, как бы мы сказали сегодня, холистического взгляда на психику человека и целостных подходов к её диагностике, оздоровлению и лечению. Вкладом последователей В. М. Бехтерева для нас является, в том числе, деятельность нашего учителя А. Е. Архангельского по исследованию роли психотерапии в лечении психосоматических расстройств.

Интереснейшие эмпирические находки, которые мы используем в своём подходе сейчас, были сделаны известным, самобытным отечественным целителем, основоположником метода БЭСТ (биологическая, энергетическая, системная терапия) Евгением Иосифовичем Зуевым. В этом уникальном методе удивительным образом слились воедино традиции русских целителей и восточных лечебных практик. Возможность работать с энергиями тела через прикосновения, используя образ телесных ощущений, вот то главное, что нами было воспринято из этой целительской школы. Уникальные методы использования в терапевтических целях кинестетически наведённого транса, имитация работы филиппинских хиллеров, методы освобождения энергетически-мышечных блоков, а также поиск, обнаружение и «перепроживание» психотравмирующих воспоминаний, хранящихся в теле — все это стало важной и неотьемлемой частью развиваемой нами в настоящее время М. И. О-Терапии Телесным Осознаванием. Обращение к глубинным слоям психики, проявленным в теле, позволяет добиваться терапевтического эффекта в удивительно короткие сроки.

Поиск более глубокого понимания феноменов, происходящих в результате применения метода Е. И. Зуева, привел нас к исследованию духовного наследия тибетских учителей и практиков медитации. Знания, передаваемые в настоящее время на Западе такими учителями, как Оле Нидал, Его Святейшество Кармапа, воплощенные практики Чоки Нима Ринпоче, Палден Шераб Ринпоче, Цевнг Догьял Ринпоче,, Патрул Ринпоче и другие, позволили нам в полной мере оценить бесконечные возможности осознавания и ценность методов, способствующих ему в целях решения терапевтических задач.

Открытием для нас стало обнаружение холистических взглядов и подходов в практике целительства Северо-Американских индейцев. В частности, Круг Жизни(Целебное Колесо Осознавания) племен прерий, Навахо, например, содержит в себе представление о полном отражении в сознании всех Сфер жизни и является целостным символом, подобным алмазу в Тибете.

В развитии нашего подхода мы движемся параллельно и порой соприкасаемся со многими областями философии и психотерапевтических практик, таких как: гештальт-терапия, психодрама, работы Кена Уилбера, Арнольда и Эмми Минделл, феноменология Гуссерля.

Сутью всех методов, которые мы развиваем в нашем авторском психотерапевтическом подходе является Терапия Осознаванием.

Основными принципами которой являются:

  1. Рефлексия процесса осознавания.
  2. Интегральная схема объектов осознавания — круг осознавания, включающий 4 квадрата.
  3. Понимание 3-х основных функций осознавания и использование их в терапевтической практике.
  4. Определение целей осознавания.
  5. Развитие техники осознавания, которые мы активно используем в нашей терапевтической практике.

Для того, чтобы выйти на тот уровень чистого осознавания, к которому мы стремимся и который обладает способностью приводить к положительным терапевтическим результатам, мы используем интегральную схему осознавания. В этой схеме, удивительную аналогию, который мы нашли в традиции индейцев Навахо, содержится в сжатом виде перечисления всех возможных объектов осознавания, к каковым на наш взгляд, относятся образы, мысли, факты и чувства.

В этой схеме, максимально приближенной к психотерапевтической практике, мы сознательно упрощаем классификацию психического, понимая под образами — сновидения тела, под чувствами- переживания, эмоции, под мыслями- убеждения, решения, рассуждения, выводы и под фактами- все явления и события внешнего мира. Проблема всегда сопровождается вытеснением или искажением информации в одном из квадратов осознавания. Соответственно, восполнение, или «исцеление» Круга Осознавания открывает доступ к исцеляющему потенциалу внутреннего сознания. В ходе терапии с помощью имеющихся техник мы направляем внимание пациента в каждую их этих сфер психического, выясняем степень осознанности в каждом из квадрантов. Восполнение обнаруженного дефицита осознанности открывает доступ к восполнению дефицита осознавания и является целью и задачей терапии нашего авторского подхода.

На наш взгляд основные функции осознавания являются:

  1. Созидающая (креативная). Наше сознание определяет наше восприятие и тем самым творит мир, в котором мы находимся.
  2. Видоизменяющая (трансформирующая). Подразумевает, что осознавание любой проблемной области приводит к изменению взгляда на неё самих объектов? изменяемости, если речь идёт о психическом. Образы тела, которые осознаются в процессе терапии в нашем авторском подходе спонтанно транформируются в лучах осознавания при удержании внимания на них и наблюдении их достаточное для этого время. Этот удивительный феномен, открытый в практике Е. И. Зуева и подтверждённый в последующем изучением тибетских практик медитации является одним из главных открытий, предлагаемого авторского подхода.
  3. Освобождающая («либертирующая»). Заключается в возможности растворения болезненных психических объектов — образов патологических телесных объектов в процессе осознавания.

С целью применения метода осознавания мы используем различные психотерапевтические техники. К ним относятся:

Техника исследования образов тела(телесные сновидений наяву). Что такое есть образы тела? Это те образы, которые по значимости могут быть приравнены к ночным сновидениям и которые, можно сказать, являются телесными сновидениями наяву и представляют собой выражение телесных ощущений в метафорической форме. Как мы получаем образы тела? Характерной особенностью нашего подхода является то, что мы проводим терапию в прямом физическом контакте с телом пациента. Это позволяет достаточно быстро и достаточно эффективно привлечь и сосредоточить внимание пациента на той зоне тела, которая нуждается в исследовании. Какая зона тела нуждается в исследовании? Мы считаем, что необходимо прорабатывать всё тело пациента, особенно уделяя внимание тем зонам, где обнаруживаются болезненные ощущения, блокировки в прохождении внутренней энергии, мышечное напряжение, зоны на которые пациент указывает неосознанными жестам, а также те зоны, в которых переживаются эмоции, связанные с той или иной психологической проблематикой. В своей работе мы принимаем и развиваем представления о топической соматопсихопатологии, иными словами о том, что определённым зонам тела соответствуют типичные и повторяющиеся эмоциональные переживания. Например, на наш взгляд, обиды переживаются в области больших грудных мышц под ключицей, причём имеет значение находятся ли они справа или слева. Традиционные взгляды, которые находят в нашей работе эмпирическое подтверждение, говорят о том, что левая половина тела связана большей степени с переживанием прошлого, женского и внутреннего, а правая, соответственно, будущего, мужского и внешнего. Таким образом, напряжения, обнаруженные слева, в области большой грудной мышцы под ключицей может указывать, с большей вероятностью, на наличие неосознанной, непроявленной и неотреагированной обиды на женщину. Причём и у мужчин и у женщин, независимо от пола пациента.

Характерными признаками напряжения являются:

  1. болезненность и утолщение кожной складки, уплотнение подлежащих мышц. Образы, которые осознаются при исследовании напряжённых зон тела как правило представлены тяжёлыми, тёмными и неприятными для пациента «предметами». В этом случае «камень на душе» или «нож в сердце» могут быть поняты не просто как традиционно сложившиеся устойчивые фразеологические обороты в языке, а как действительное отражение внутренней реальности пациента. Часто исследования ассоциаций, возникающих у пациентов в связи с обнаруженным образом, раскрывает какую-то субъективно значимую, вытесненную до этого историю из прошлого пациента. Важно отметить, что в осознании часто нуждаются как проблемные, так и ресурсные воспоминания.
  2. Здесь уместно было бы сказать о втором техническом приёме, разработанном в нашем центре — исследовании «полярных» состояний, моделируемых в теле, таких как растяжение — сжатие, флексия-экстензия, пронация-супинация и др. Это позволяет через телесные ощущения, которые моделируются в ходе терапии оценить и одновременно корректировать бессознательные ограничения в свободе выбора, имеющиеся у пациента.
  3. Эмпатическое прикосновение. Помня о том, что самое сильное выражение чувств передается прикосновением, мы в своей терапии уделяем большое внимание различным формам прикосновений к телу пациента. При этом нами разрабатывается особая форма терапевтического прикосновения, которая включает в себя внешнюю — техническую сторону целительного процесса и внимание к внутренним составляющим в виде мотивации и состояния терапевта и доверительного принятия со стороны пациента. Эмпатическое прикосновение позволяет проникнуть в глубокие, в том числе архаичные пласты психики, проецирующиеся на разные зоны тела. Использование прикосновений в нашем подходе открывает возможность минимизировать необходимость вербального контакта с пациентом и тем самым делает методику в значительной степени интернациональной.
  4. Актуализирующие вопросы широко используются в нашей практике. При этом мы придерживаемся принципов «спрашивая утверждать, а утверждая — спрашивать» и работать на нейтральном состоянии — «на нуле». Здесь имеется ввиду необходимость не привносить ничего своего в осознавание пациента, поддерживать устойчивую обратную связь с ним и динамику в изменении его состояния.
  5. Осознавание идеомоторных движений. В ходе терапии мы обращаем внимание на идеомоторные, то есть непроизвольные движения пациента, которые часто служат проявлениями происходящих в подсознании процессов, которые мы стремимся вывести в поле осознавания и тем самым через их трансформацию достичь искомого состояния целостности.

Цель терапии, таким образом, состоит в том, чтобы путем осознавания телесных, энергетических, психических, процессов привести их к состоянию гармонии, которой соответствует: на уровне тела — полное расслабление мышц с сохранением их здорового тонуса; на уровне энергии — полная проницаемость всего тела для восходящих и нисходящих потоков энергии с выходом их за пределы тела, что является признаком открытой и гармоничной системы; на уровне психики — освобождение от негативных эмоциональных состояний и ограничивающих убеждений, присутствие свободных, легких и приятных образов тела с внутренним ощущением целостности, осознанности и доброжелательного принятия себя и окружающего мира.

В настоящее время развитие нашего авторского подхода — Терапии Осознаванием происходит в рамках специально созданного нами с этой целью Хилинг-центра и в нескольких основных направлениях: М. И. О-Терапия Осознаванием, Хилинг-практики, Палмотерапия, Фациотерапия, психотерапевтическая косметология.

Полипотентность нашего психотерапевтического подхода проявляется в том, что он может быть применен в различных направлениях деятельности специалистов помогающих профессий: психологов, педагогов, социальных работников. Практическая ориентированность метода дает возможность быстрой передачи его специалистам для укрепления их профессиональных навыков и эффективности в помощи людям. Краткосрочность, применимость в практически любых условиях, скорость наступления терапевтического результата делает данный подход целесообразным к использованию в рамках различных социальных институтов, в том числе и в различных экстремальных ситуациях.

Особенно актуальным в настоящее время, в условиях растущей стрессогенности современных цивилизаций, является применение данного подхода для само- и взаимопомощи. Он может быть эффективным способом психогигиены и психопрофилактики, а также быть эффективно применен для решения творческих задач и проектов.

Путь развития целостности, путь осознания дает человеку надежную опору и защищенность в столь быстро меняющемся мире, полном возрастающих психотравмирующих факторов и угроз.

В тибетской культуре, тибетских учениях существует знание о том, что действия, совершаемые человеком во внешнем мире полны значимого символизма и такое действие, как строительство мостов служит для делающего это причиной улучшения здоровья и продления жизни. Мы считаем, что соединение, конвергенция в помогающей деятельности различных культур и традиций служит укреплению и усилению эффективности, расширению применимости используемых в этой деятельности методов и подходов. Это происходит сегодня во все более глобальном мире, это происходит сейчас на этой конференции, и это делаем мы в нашем Хилинг-Центре.

Так давайте вместе продолжать в нашей психологической и психотерапевтической практике строить мосты между культурами и цивилизациями ради здоровья и будущего человечества.


Если Вас заинтересовала данная тема, предлагаем обратить внимание на следующие программы:





 

   Подписаться на рассылку

© 2009-2017 ООО «Портал психологических услуг» +7 965 156 85 05
olga_lanberg@mail.ru