Наталья Пурнис – канд. психолог. наук, ст. преподаватель ГАСУ, руководитель арт-терапевтической мастерской «ТриАРТ», ведущая семинаров, тренингов в России и за рубежом, автор публикаций в области арт-терапии, в т.ч. «Из уставшей Женщины в Лучезарную: преображение себя в зеркале арт-терапии».
Умей слышать сказку
«Было это или не было» – эти с «правильным» обращением слова, обращенные к бессознательному человека, к его правому полушарию, способны вызывать чудесные, даже, скорее, волшебные его превращения. Как полагается в сказке, не все люди владеют волшебством, и не всегда волшебство лежит так вот просто на поверхности. Разве только волшебство, как яблочко на блюдце с голубой каемочке, сразу показывает, где какое событие происходит, так и оно не у всех бывает и не всем показывает.
Поэтому и мы начнем по порядку: где, почему, и как сказки в Старой Чехии сказываются, и как волшебные превращения с человеком происходят.
Выбор места проведения тренинга не случаен. С одной стороны, Чехия создает уникальную атмосферу, погружая участников вовнутрь энциклопедий сказок, легенд, историй, а с другой стороны, в энциклопедию символизма, искусства, музыки, архитектуры… и в психологию «женщины и мужчины». Почему, спросите Вы, ведь тренинг называется «Преображение Красавицы»?! Да, это так, но только преображение Красавицы проходит на фоне символического мужского пути Героя.
Молодых людей учат, что любое достижение требует не только «достижения» достижения, но еще больше усилий, чтобы сохранить достигнутое, и, опираясь на достигнутое, двигаться дальше. Вот для них – яркий исторический пример из экскурсии по центру города Прага. Если вслушаться в рассказ гида, и перевести все услышанное и увиденное на психологический язык, то получаешь удивительное полотно для трансформации и понимания женской и мужской глубинной психологии. Например, любуясь на церковь святого Виты в центре Праги и слушая рассказ о исторических лицах, связанных с ним, вникаешь в суть борьбы человека за трон, «который всегда шатается», и борьба за него всегда жестокая во все времена. На его вершину взбираются немногие, да усиживается на троне еще меньше людей.
Здесь же есть поучительный пример для женщин. Если говорить о троне для них, то женщин борьба тоже не обходит стороной. Об этом напоминает история святой Людмилы, делившей со своей снохой трон не на жизнь, а на смерть. Сноха в итоге довела Людмилу, то есть свою свекровь, до погибели. И тоже трон-то не удержала.
Не успеешь вникнуть в суть борьбы за трон, а экскурсовод переходит к рассказу о Ведьмах и о том, как их сжигали на костре в средние века, боясь женской прорицательной, интуитивной силы. А связь монастырской библиотеки, соседствующей с галерей страхов. Большие знания, получается, от страхов не спасают. А дальше завертелся калейдоскоп из знаний истории, искусства архитектуры, терапии. Вот здание, где писалась история о похождениях Бравого солдата Швейка, где все болезни от запоев лечили клистиром и мокрыми простынями, рядом фальшивые окна для стиля барокко, тут же история Яна из города Непомуки и ритуал загадывания желания у его скульптуры, что на Карловом мосту. С моста спускаешься, заходишь с группой пообедать в таверну, которая называется «У вдовы канатчика», и видишь в ней портрет страстной Канатчицы, погибшей от навета людского, и узнаешь опять историю о «мужском и женском».
Если переместимся в город Чешский Крумлов, то там есть дом с изображением на нем жизни мужчины в десяти лунах, начиная с возраста мальчика и заканчивая возрастом старца.
И все так далее и в том же духе.
В первый день тренинга писали сказку на тему «Жила была красавица и ….». Гуляем после тренинга по Праге, и пока идем по городу, то встречаем на стенах домов разные архитектурные изображения, отражающие как бы ожившие образы, созданные в этом упражнении. Просто диву даешься, как символы, за несколько часов рожденные на рисунке, воплощаются на твоих глазах в барельефах.
Пройдем в костел, где находится сейчас крупная галерея, в которой проходит первая половина тренинга. Костел, как рассказывает директор галереи, является местом силы, гармонии, единения нисходящего и восходящего потоков земли. Поэтому его выбрали при строительстве монахи-архитекторы, и оно является не только местом, способствующим молитве, но и здоровью. Еще бы, кто бы не выздоровеет, если работать в здании, где на стенах – работы Шагала, Пикассо, Дали. И как будто для нас – выставка в галерее на тему «Красавицы и Героя».
Продолжим нашу прогулку.
Поднимаешься по лестнице старинного парка в стиле барокко, а видишь привычную картину для нашего времени. На ней две Красавицы и один Герой выясняют «треугольные» отношения, и Герой, вальяжно расслабившись, смотрит с ухмылкой: «Вы, мол, тут сами между собой разберитесь…, а я посмотрю и приму решение».
Проходя мимо них – пусть разбираются – поднимаемся по лестнице выше в парк. В городском парке Праги, расположенном на горе, есть зеркальный лабиринт. Туда входишь в обычном состоянии, а выходишь из него в измененном, и еще привычное сознание не успело вернуться, а ты уже сразу попадаешь в другое измененное, по имени «Галерея Рион», которое можно назвать Царством эльфов. И звучит в ушах сказка, рассказанная участниками: «…Высоко в горах на ветвях пушистой раскидистой ели жила принцесса эльфов. Была она добрая и мудрая. И достался ей в наследство волшебный ключ от маленькой деревни, что находится в горном ущелье». И идет далее сказ не о пути Красавицы, а опять о пути Героя, и пусть героем сказки становится Федот-хитрец иль Митрофанушка-дурачок, но деревню он от великой засухи спасет, и поможет ему в этом Принцесса Эльфов.
И опять путь Героя переплетается с жизнью Красавицы, да в принципе – ведь в сказке как в жизни, а в жизни как в сказке. Сказку слушаешь – жизнь понимаешь. И где в сказке Красавица просыпается, там рядом ищи Принца, и где Принц кого-то спасает, или подвиги великие свершает, то ищи там его верную помощницу Красавицу.
Спускаешься с городского парка и видишь огромный дуб. Обнимешь его, и слышишь, что говорит он сказкой: «Долго ли, коротко, добрались они до вершины горы и бросились к мудрому дубу с просьбой дать им совет о том, как вернуть гармонию в лес, чтобы звуки и радость вернулись». Переводим на психологический язык и получим – «как вернуть гармонию душе, чтобы жить стало радостно».
Чтобы вернуть радость и звуки музыки в свою душу, человек сам должен совершить чудо, так как Чудо – оно ведь живет внутри каждого человека, только приложить старание приходится, чтобы в него поверить. Мы сами делаем для себя те открытия, в которых мы нуждаемся, и Прага, сказка, архитектура нам в этом помогают, если мы сами только к мудрости прислушаемся, мы сами…
И уезжает каждый со своим открытием. Они простые, но за ними найденный ресурс и видишь, и слышишь. Жаль, что не всегда сам участник себя слышит и свой ресурс видит. Один, как бесстрашный «барон Мюнхаузен научился себя за волосы из любой ситуации тяжелой вытаскивать, да жизни радоваться». Другой «научился людей и себя прощать», или «секретом красоты овладел», или нашел не только «три орешка, но и успел за время путешествия понять, в какую их землю посадить, чтобы они лучше росли». А кто просто «камушек крепкий» нашел, «с которым сумеет теперь любой страх преодолеть». Слова – не мной придуманные, их наполненность и правду – сердцем чувствую и радуюсь.
Что там «было или не было», а Прага путь к сердцу и душе открывает, а сказка гармонию привносит, Красавицу пробуждает, значимость Героя приоткрывает, и по-новому на жизнь смотреть заставляет.
«Было или не было…», а из старой Чехии в аэропорт нас провожает из отеля «Чертовка» старая Баба Яга, Бесстрашный Принц и нежная Пробужденная Красавица…
Так было это, или не было… – рекомендую – проверьте сами.