Звоните с 9:00 до 20:00. т.: +7 965 156-85-05

Портал психологических услуг

   Подписаться на рассылку



Хает Леонид Григорьевич "Контроль и управление процессами в арт-терапии"


Тезисы доклада на конференции, Москва, 15-17 ноября 2018)






Главная
АКЦИЯ! При приобретении психологического инструментария
Арт-терапевтический клуб
Выездные семинары
Диагностика личности
Дистанционное обучение
Живопись шерстью
Книги по практической психологии 
Коучинг
Людмила Дмитриевна Лебедева
Международный альманах «Арт&Терапия»
Обучение арт-терапии
Повышение квалификации психологов
Подготовка психологов-практиков
Подписка
Подписка на рассылку
Психологическая литература для специалистов
Ведущие мастер-классов
Ведущие мастер-классов (2017)
Ведущие мастер-классов (2018)
Ведущие мастер-классов (2019)
Психологический туризм
Ведущие арт-конференции. Ноябрь 2018
Авторский тренинг «Динамика Много-ОБРАЗ-и-Я»
Доклад: "Арт-педагогика родительства – путь к обновлению современной системы образования"
Доклад: "Арт-терапия как эффективный метод решения нестандартных задач в процессе психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях"
Доклад: "ИСКУССТВО – ТВОРЧЕСТВО – СУБЪЕКТ – СЕМЬЯ: РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ И АДАПТИВНОСТИ"
Доклад: "Компенсаторная функция арт-терапии в семейном консультировании и внеклассной воспитательной работе"
Доклад: "Методы проведения занятий и художественных проектов для восстановления сил родителей и близких детей с особыми потребностями, людей третьего возраста".
Доклад: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРАКТИКЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ: КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ РОДА ДВУХ СЕМЕЙ – КРОВНОЙ И ПРИНИМАЮЩЕЙ"
Доклад: "Принципы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ"
Доклад: "Современная семья и детско-родительские отношения: тенденции развития, проблемы, перспективы".
Доклад: "Художественная программа "Семейная палитра" в начальной школе"
Доклад: "Экспрессивные искусства: новые возможности образования".
Мастер-класс конференции: "Фелт-терапия (арт-терапевтические техники с использованием непряденой овечьей шерсти) в работе с семейными отношениями. Шерстяная мандала отношений".
Мастер-класс конференции: «Принципы коррекционного воздействия арт-терапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ»
Мастер-класс: "Арт-педагогическое преобразование рассогласованных детско-родительских отношений"
Мастер-класс: "Арт-терапевтические приемы в работе с детско-родительской парой"
Мастер-класс: "Карта семьи"
Мастер-класс: "МАК пособие «Домик на дереве». Работа с темой детско-родительских отношений."
Мастер-класс: "Мой домашний сервиз"
Мастер-класс: "Опыт визуализации эго-состояний как возможность осознания и изменения семейного сценария".
Мастер-класс: "Техника средовой и экологической арт-терапии и арт-педагогики: ландшафтные вехи развития семьи"
Мастер-класс: "Цифровые видео технологии в интермодальной терапии искусствами. Авторская методика КиноАнима."
Мастер-класс: „ВАРИАБИЛИ“ в семейной практике. Новое в психологии и арт-терапии.
Мастер-класс: «Арт-терапия в исследовании и трансформации опыта личных неудач»
Мастер-класс: «Киноклуб в работе с зависимыми людьми»
Мастер-класс: «Концепция подарка в формировании позитивных отношений в семье».
Мастер-класс: «Куклотерапия из кармана для детей и их родителей от 10 до 100 лет».
Мастер-класс: «Работа с непряденой шерстью в профилактике и коррекции эмоционального выгорания». «Коллаж из непряденой овечьей шерсти».
Мастер-класс: «Радужная мозаика». Цветовая психодиагностика в рамках интермодальной терапии искусствами.
Мастер-класс: «У меня есть Я и вместе мы справимся»
Мастер-класс: «Чудо-Вариабили» в каждую семью или когда эмоции пробуждаются.
Мастре-класс: «Перезагрузка: экспресс-помощь и профилактика эмоционального выгорания родителей и специалистов помогающих профессий».
Тезисы: "МАК пособие «Домик на дереве». Работа с детско-родительскими отношениями."
Тезисы: Хает Л. Г. Контроль и управление процессами в арт-терапии
Корпоративным клиентам
Открытые программы, события, мероприятия
Интернет-консультирование

Вход для клиентов

логин:
пароль:
регистрация

 

Хает Леонид Григорьевич. "Контроль и управление процессами в арт-терапии"

(тезисы доклада на конференции, Москва, 15-17 ноября 2018)

В настоящее время одним из наиболее востребованных и быстроразвивающихся направлений психотерапии является психотерапия природой и искусством, иногда условно обобщённо именуемая арт-терапией. Арт-терапия прочно заняла своё место во всех сферах психологической работы, психологической помощи. Она вошла в арсенал воспитателя, учителя, преподавателя, социального работника, консультанта, психолога, психотерапевта, психиатра.

Эффективное использование любой системы в любой области деятельности невозможно без постоянной оценки его успешности, поэтому одной из неотъемлемых составляющих методики арт-терапии является система контроля её эффективности. Среди факторов, определяющих эффективность арт-терапии в современных условиях, первостепенное значение приобретает система контроля и управления её процессами. Разработка перспективных планов создания, развития и реализации программ арт-терапии невозможна без признания важнейшей роли системы контроля её условий и результатов, её развития и совершенствования.

Функционирование любой сложной системы обеспечивается путём организации прямых и обратных связей в ней, то есть, воздействия на объект и получения информации о результирующем изменении его состояния. В системе процессов арт-терапии прямые связи развиваются на основе научного подхода, в то же время методика и организация обратных связей часто остаются на уровне обыденного сознания и интуитивных представлений, что сдерживает её дальнейшее развитие.

Системная организация контроля и управления процессами арт-терапии необходима для:

- применения арт-терапевтами для постоянного повышения качества их профессиональной деятельности (в рамках индивидуального профессионального совершенствования);

- сбора материалов арт-терапевтами для отчёта заказчикам и рекламы мероприятий (в рамках совершенствования институализированной системы арт-терапевтических организаций и мероприятий);

- обучения, аттестации, сертификации и повышения квалификации арт-терапевтов;

- проведения исследовательской работы в арт-терапии и смежных с ней областях.

К. Г. Юнг писал, что «в психологии… , среди прочих реквизитов для исследовательской работы необходимо отчётливое и широкое знание и других предметов». Задача совершенствования контроля и управления процессами в арт-терапии является междисциплинарной и может быть решена с использованием достижений кибернетики и системного анализа, в том числе, учения о прямых и обратных связях в системах; исследований контроля и управления процессами, в частности, в экономических и социальных системах; разработок квалиметрии – науки об измерении качества объектов и процессов, созданной усилиями советских учёных.

В последнее время всё большее внимание во всех областях человеческой деятельности уделяется закономерностям связи и управления в сложных системах, а арт-терапия, безусловно, является системой высокой степени сложности. Арт-терапевтический процесс является завершенным комплексом психологических воздействий на индивида, пару или группу, включающих в себя создание и/или использование природных объектов и/или произведений искусства. Арт-терапия во всей совокупности её процессов – её контингент, содержание, методика, организация и результаты – сложная, слабоструктурированная и многоаспектная система. С точки зрения системного анализа совокупность процессов арт-терапии представляет собой большую сложную открытую многоэлементную многоуровневую социальную систему с обратной связью.

В системном анализе для решения самых разных задач широко используют различные графы. Счётный направленный связный граф, не включающий циклов, называется деревом. Систему контроля и управления процессами арт-терапии можно описать с помощью дерева целей, предложенного Ч. Черчменом и Р. Акоффом, включающего цель некоторой деятельности, конкретизирующие её подцели 1 уровня, подцели 2 уровня и так далее. В системном анализе это носит название задачи декомпозиции цели. В качестве уровней, элементов дерева целей арт-терапии предложено выделить её цели, задачи, эффекты, показатели и данные.

Цель арт-терапии ставится заказчиком, юридически — это то, за что арт-терапевту платят деньги. Задачи арт-терапии – это подцели терапии, составляющие её цели. С точки зрения формальных правил построения дерева, цель должна быть единственной, однако, в практике обычно существует система целей и задач с достаточно сложными реципрокными взаимосвязями между ними.

Эффекты арт-терапии – это воздействия (снижение, повышение, уменьшение колебаний) её процессов на характеристики (например, тревожности, депрессии или агрес­сивности) её объектов (индивида, пары, группы).

Показатели арт-терапии – это числовые характеристики процессов и результатов арт-терапии, способные в совокупности описать её эффекты. К ним относятся показатели тестирования и анкетирования (психо- и сенсомоторные тесты, стандартные опросники, специальные анкеты, проективные тесты), самоотчётов, бесед и интервью с участниками, наблюдений их деятельности.

Данные арт-терапии – это получаемые непосредственно нечисловые характеристики процессов и результатов арт-терапии, (например, ответы на вопросы анкеты или рисунки участника), исходя из которых возможно получение всех необходимых показателей.

Прежде всего должен быть рассмотрен вопрос целеполагания. Цели человека или организации  определяются их ценностями. Цели работы отнюдь не «сами собой разумеются», над ними нужно размышлять, их нужно анализировать, учитывая требования среды и времени.

Согласно О. И. Пономаренко, «идеологическую основу целеполагания в социальной системе составляет система её ценностей. Она является объектом системного анализа на стадии выявления истинных ценностей субъектов, имеющих отношение к системе, так как официально декларируемые цели могут не совпадать с истинными». Первым шагом при этом является составление списка заинтересованных субъектов – стейкхолдеров. Для арт-терапии такой список весьма широк – участники терапии, члены их семей, их коллеги и друзья, организации арт-терапии, система здравоохранения, система образования, система социальной помощи, церкви, органы управления (государственные и надгосударственные) и т.д.

Мощные и универсальные средства арт-терапии, так же, как и иных направлений психотерапии, являются идеологически индифферентными, то есть, могут быть использованы и реально используются заказчиками для достижения как позитивных, конструктивных, созидательных целей, так и негативных, деструктивных, деградационных. На фоне очевидного и закономерного дрейфа ценностных ориентаций западной цивилизации предпочтение всё чаще отдают последним. Э. Фромм писал: «Психология, которая в великой традиции западного мышления считалась условием добродетели, правильной жизни и счастья, выродилась в инструмент для лучшего манипулирования другими и самим собой в рыночных изысканиях, политической пропаганде и рекламе».

По К. Г. Юнгу, «бесцельных психических процессов не существует. Психическое по своей сути направлено целеполагающе». Отсюда и терапия всегда имеет свою идеологию, свои ценности и свою цель, даже «простое» бездействие имеет свою цель.

В системном анализе принято, что «в социальных системах цели высших уровней формулируют как интересы следующих поколений, а цели низших уровней – как сегодняшние потребности». Обобщённая двуединая цель арт-терапии – развитие личности человека и совершенствование человеческого общества (среды развития), то есть, совершенствование внутренних и внешних факторов развития личности.

Цели этой необходимо достигнуть на фоне мощного многолетнего целенаправленного движения к деградации человека и общества в западном мире, разрушению личности, межличностных отношений и социальной среды. Э. М. Сиоран выносит в эпиграф своей книги слова С. Конолли: «В садах Запада пробил час закрытия».

Отсюда, если говорить о направленности движения, целью арт-терапии является индивидуальное сопротивление личности глобальной социальной тенденции. Это ставит в особое положение участников арт-терапии, арт-терапевтов и всю арт-терапию, как систему, в целом. Последняя испытывает огромное давление, вызывающее искушение «присоединиться к сильному» и получить социальное вознаграждение. Таким образом, формулирование целей арт-терапевтического процесса «во времена великой апостасии» (отступничества) требует высокого гражданского мужества.

В системном анализе рассматривают когерентные и ингерентные системы, то есть, совпадающие и не совпадающие по своим целям с окружающей средой или системой более высокого уровня. В этой связи отмечена высокая инерционность состояний при взаимодействии ингерентных социальных систем со средой, что требует выработки и реализации долгосрочных стратегий. Наличие в среде ингерентных систем «отвечает принципам оптимальной переработки информации – закону необходимого разнообразия У. Р. Эшби и закону адекватности свойств объекта управления и регулятора Стаффорда-Бира». Вместе с тем в странах Запада нормой является жёсткая интолерантность к наличию систем, ингерентных среде глобализации. Эта тенденция, к сожалению, настойчиво продвигается и в отечественное пространство.

Вопрос об итоговой оценке эффективности арт-терапии остаётся в значительной мере открытым. Ссылки на снижение уровня тревожности, депрессии или агрессивности участников по результатам входного и выходного тестирования представляются недостаточными. Острыми остаются нерешённые вопросы учёта побочных эффектов, определения долговременных результатов, экологичности воздействий на личность и общество в целом. Ряд отечественных и зарубежных авторов указывает на существенную вероятность нанесения ущерба личности в результате терапии, практика также постоянно это подтверждает.

Само понятие эффективности терапии в различном контексте имеет различный смысл. В англоязычной литературе для обозначения понятия «эффективность» употребляется два созвучных, но разных по содержанию понятия: effectiveness или managerial effectiveness — так называемая системная эффективность; efficiency или management efficiency — так называемая операционная эффективность.

Первое из них — системная эффективность (effectiveness) – это мера достижения поставленных целей, показывающая, насколько конечное состояние объекта (полученный результат) удалилось от исходного состояния и приблизилось к целевому состоянию (продекларированной цели). Второе понятие — операционная эффективность (efficiency) – это отношение величины результата деятельности к затраченным усилиям, расходам, затратам на его получение, причём затраты могут иметь стоимостную (рубли), временную (человеко-часы) или иную размерность.

Опыт показывает, что в отечественных работах при такой же или несколько более низкой effectiveness часто достигается существенно более высокая efficiency, чем в зарубежных проектах. Это обеспечивает приоритет высоких (духовных) ценностей, экономное использование ресурсов в широком смысле этого термина, экологичность деятельности в целом.

Экспериментальные исследования эффектов арт-терапии, установление степени эффективности последней в целом отличаются особой сложностью, что обуславливает их недостаточное развитие. Это связано с рядом причин:

- как при индивидуальной, так и при групповой терапии складываются особые доверительные отношения, при которых обезличенная процедура тестирования вызывает негативную реакцию и может нарушить сложившийся стиль взаимоотношений в группе и/или индивидуальный раппорт;

– личностные изменения происходят, как правило, медленно и нелинейно, лишь в отдельных случаях наблюдаются существенные улучшения в короткий срок;

– процесс личностных изменений не в полной мере осознается участником терапии, что затрудняет их выявление;

– благоприятная психологическая атмосфера в группе способствует возникновению эйфории относительно личностных изменений, иллюзии существенности и устойчивости личностного роста.

Целью психодиагностики в процессе арт-терапии является получение обратной связи от участников, необходимой для оптимального управления процессом. В соответствии с этой целью задачами диагностики и управления в широком смысле слова являются:

- для участников – текущие задачи – корректировка поведения в процессе арт-терапии;

- для участников – итоговая задача — самоосознание участников;

- для ведущего – текущие задачи – уточнение программы работы с группой и с каждым участником;

- для ведущего – итоговая задача — определение содержания, выраженности и степени завершенности личностных изменений для установления успешности и необходимости продолже­ния терапии;

- для супервизора – оценка оптимальности и эффективности процесса, профессионального и личностного роста ведущего;

- для исследователя — получение исследовательских данных о процессе.

Современные представления о диагностике и измерении вообще «существенно шире классических и включают: использование как количественных, так и качественных измерений; осознание неизбежности ошибок измерения; принятие частых ситуаций, когда искомая величина недоступна для измерения и можно измерять лишь связанные с ней величины».

Возможными методами диагностики состояния участников арт-терапевтических процессов являются: определение физиологических данных участников; проведение сенсомоторных и психомотор­ных тестов; заполнение стандартных опросников и анкет для индивидов, пар, групп; анкетный опрос участников с помощью специальных анкет; проективное тестирование; написание участниками самоотчетов и эссе; проведение бесед и интервью с участниками; наблюдение поведения участников.

Управление любой сложной системой всегда является многоуровневым и многоконтурным. Так, арт-терапевтический процесс содержит в качестве необходимого элемента систему прямых и обратных связей, имеющую иерархическую структуру.

Курс психотерапии, личностного роста или обучающих занятий (уровень 3) состоит из отдельных рабочих дней, терапевтических сессий или сеансов, встреч группы (уровень 2), которые, в свою очередь, включают отдельные арт-терапевтические этюды и упражнения (уровень 1). Кроме того, может быть рассмотрен и ещё один, более высокий уровень – уровень некоторого комплекса методик терапией природой и искусством (уровень 4).

На каждом из этих трех взаимоподчиненных уровней действуют прямые и обратные связи. Прямые связи – воздействие ведущего или ведущих на участника или участников арт-терапии, обратные – отклик участника на то или иное воздействие, позволяющее определить эффективность упражнения, рабочего дня или курса арт-терапии. Так, результаты выполнения участниками терапии некоторого этюда или упражнения могут быть использованы (и практически всегда используются, осознанно или неосознанно) тремя путями:

- для изменения (совершенствования, улучшения) методики самого этюда или упражнения, например, спонтанно (эвристически) или целенаправленно найденные в процессе выполнения варианты инструкции участникам, используемых материалов и методик, поз и расположения участников, задаваемых им вопросов;

- для изменения (приспособления, адаптации) методики соседнего (следующего по порядку выполнения) этюда, например, при израсходовании резерва времени – провести его быстрее, при перевозбуждении участников – провести его более спокойно;

- для изменения (совершенствования, улучшения) методики аналогичного этюда, реализуемого в соседнем блоке (на следующий день или в следующем курсе).

Разработанная диагностическая система позволила создать доста­точно полную, качественную и своевременную обратную связь, что обеспечило возможность оптимального управления процессами арт-терапии.

В качестве примера могут быть приведены условия и результаты итогового анкетирования участников одного из мастер-классов по арт-терапии в программе IX Московской международной арт-терапевтической конференции "Арт-терапия в современном мире: в образовании, медицине, бизнесе и социальной сфере" 18-20 мая 2018 года. Число участников – 28 человек; объём анкеты — 1 страница формата А4, 25 вопросов; анкетирование анонимное; число собранных анкет — 17 (60% участников); по результатам обработки ответов на вопросы анкеты с использованием контент-анализа зафиксирован 81 количественный показатель. Отчёт изложен на 30 страницах с таблицами, рисунками и графиками.

Проведенное анкетирование позволило сделать теоретические выводы и нижеизложенные практические рекомендации:

- рекомендуется сделать итоговое анкетирование обязательной составной частью всех мероприятий, выполняемых в Организации;

- при подготовке анкет и проведении анкетирования учесть рекомендации работы;

- анкеты должны включать облигатную часть, обязательную для всех мастер-классов Организации, и факультативную, зависящую от содержания и организации мастер-класса;

- после завершения анкетирования необходимо провести обработку его результатов, выделяя (с учётом требований этики арт-терапевта и законов о защите персональных данных) открытую и закрытую части;

- открытая часть публикуется в журнале и на сайте Организации с возможностью открытого доступа к ней всем участникам  мастер-класса; закрытая часть передаётся ведущему мастер-класса под подписку о неразглашении;

- для оптимизации маркетинговой компании Организации целесообразно учесть, что для 38% участников причиной прихода на мастер-класс является общий интерес к арт-терапии, для 44% — интерес к заявленной теме, для 25% — интерес к ведущему, причём эти данные необходимо постоянно пополнять, уточнять, актуализировать и дифференцировать;

- при проведении и оценке мероприятий Организации необходимо учитывать, что оценка участниками мастер-класса в значительной мере определяется их личностными особенностями.

Заключение:

- на данном этапе развития арт-терапии на русскоязычном пространстве целесообразно все формы её реализации сопровождать теми или иными методами контроля и управления их процессами;

 

- результаты целесообразно публиковать в открытом доступе, чтобы обеспечить возможность их широкого использования всем сообществом арт-терапевтов и специалистами смежных специальностей.

 

Ссылки:

 
 
 
 
 

   Подписаться на рассылку

© 2009-2017 ООО «Портал психологических услуг» +7 965 156 85 05
olga_lanberg@mail.ru